Квартира в стиле ампир

Главная » Статьи » Интерьер

Квартира в стиле ампир

Декоратор Жак Гарсия приобрёл квартиру в доме на улице Риволи, построенном Персье и Фонтеном, личными архитекторами императора Наполеона. Это и предопределило выбор стиля — конечно, ампир!


1

2
Декоратору Жаку Гарсии доводилось воссоздавать разные стили. Людовик XIV в его собственном замке в Нормандии, "прекрасная эпоха" в парижском отеле Costes, арабская роскошь из сказок "Тысяча и одна ночь" в отеле La Mammounia в Марракеше - в путешествие по времени Гарсию заставляет отправиться место, с которым он работает. Покупка квартиры в доме на улице Риволи с аркадами и видом на сад Тюильри впер­вые в жизни привела декоратора к стилю ампир.

1. Столовая занимает угло­вое помещение, одной стороной выходя на Лувр, другой - на сад Тюильри. Зтот вид очень любил Иван Тургенев, проживавший в такой же квартире этажам ниже с 1860 по 1864 год и написавший в ней "Отцов и детей". Стиль помещения - дань вкусу Жозефины Богарне, пер­вой жены Наполеона I. Она любила голубой цвет и шелковые портьеры.

2. Фрагмент гостиной. На стене, покрашенной под агат, картина швейцарского художника Джона Армледера на ампирном диване знаменитого краснодеревщнка Жакоба-Демальте - уиппет хозяина по кличке  Тадзио.



3
Дом был построен уже после смерти Наполеона, но его проект разработали Персье и Фонтен, личные архитек­торы императора и основоположники стиля. Этот факт Гарсия никак не мог игнорировать. К тому же, по призна­нию декоратора, ему всегда не давала покоя фраза Пруста, вложенная писателем в уста принцессы де Лом: "Можете себе представить: вся мебель у них в стиле ампир! Я же не говорю, что у всех непременно должны быть красивые вещи, но это не значит, что нужно держать в доме всякую дрянь. Как хотите, но я не знаю ничего более пошлого, бо­лее мещанского, чем этот ужасный стиль, чем эти комоды с лебедями, как на ваннах" ("По направлению к Свану", перевод Н. М. Любимова). Бросив мысленный вызов Пру­сту и всем противникам стиля, Жак Гарсия взялся доказать, что ампир имел право на существование не только во вре­мена Наполеона, но не потерял его и сейчас.

3. Прихожая. Мраморный пол, колонны и кессон­ные своды восстановле­ны по эскизам Персье и Фонтена. Под карти­нами художника-дизай­нера Юбера ле Галля собрана коллекция античной скульптуры, в том числе статуя Афины IV века до н. э. 

4
За сто семьдесят лет квартира пережила немало вла­дельцев и ремонтов, от оригинала сохранился лишь расписной потолок в столовой. Однако представить, как выглядел интерьер во всей его ампирной роскоши, было совсем не сложно. В 1812 году архитекторы Персье и Фонтен выпустили "Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки", подробнейшую эн­циклопедию стиля ампир. Вооружившись этим пособием для декораторов эпохи Наполеона, Жак Гарсия принялся за воссоздание исчезнувшего интерьера воображаемого аристократа.

4. Ванная находится между спальней и кабинетом хозяина. Панно с роспи­сью гризайль скрывает дверь на лестни­цу, ведущую в гарде­робную. Кран в виде лебедя - произведение скульптора-бронзовщика Пьер-Филиппа Томира. На консоли - копия шкатулки из слоновой кости, найденной в гроб­нице Тутанхамона.


5
Многое пришлось создавать с нуля: карнизы и колонны, кессонные потолки и роспись-обманку на стенах, позоло­ченные двери и портьеры из шелкового муслина. Но там, где было возможно, декоратор использовал подлинные вещи и материалы начала XIX века.

Для пола в прихожей Гарсия нашел старинную мраморную плитку, для гости­ной - мозаичный паркет и камин из зеленого мрамора.

Коллекция мебели и предметов интерьера, собранных в квартире, уникальна. Бронзовые люстры Пьер-Филиппа Томира, мягкая мебель Жакоба-Демальте, картины Дела­круа и Жироде-Триозона, а также множество вещей и произведений искусства авторов с менее громкими именами.

По моде тех лет творения французских мастеров сочетаются с античными, теми, что их вдохновляли. Внушительная коллекция греческой скульптуры и посуды небрежно выставлена в коридоре, "поддельные" статуи эпохи ампира заняли почетные места на колоннах, расставленных в по всем комнатам.

5. Фрагмент спальни хозяина. Над секретером фотокартина Пьер-Ива Эрви-Вальяна.
 

6
Однако музеем эта квартира может показаться только на первый взгляд. Декоратор хоть и имел в виду вообра­жаемого аристократа, но интерьер делал для себя. Кухня оборудована техникой, которая и не снилась современ­никам Наполеона, в ванной за панно с гризайлью прячет­ся современная гардеробная со стеклянными шкафами, в спальне зеркало нажатием кнопки на пульте превраща­ется в телевизор. Это не говоря о множестве фотографий и произведений современного искусства, прячущихся среди портретов начала XIX века.

6. Гостиная воссоздает типичный салон эпохи ампира. На стенах - ро­спись-обманка под агат. Паркет и камин XIX века.

О собственных вкусах и комфорте Гарсия забывать явно не собирался. Да и квар­тиру он купил не ради ампира, а потому что она находит­ся в одном доме с его агентством. И пройти туда можно буквально через балкон. "Я не ставил перед собой задачи сделать историческую реконструкцию, - признается деко­ратор. - Я хотел, чтобы дом выглядел так, как если бы в нем сменилось несколько поколений со времен Наполеона и каждое привносило свои вещи и свое искусство - от ме­бели Жакоба-Демальте до картин Ива Кляйна". Принцесса де Лом наверняка оценила бы такой подход.



ТEKCT: ФИЛИПП СЕЛЬЕ
ФОТОГРАФ: ГИЙОМ ДЕ ЛОБЬЕ




Категория: Интерьер | Добавил: Редактор (22.02.2013)
Просмотров: 822 | Теги: интерьер, стиль Ампир | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

КОНТАКТЫ